Памятка для родителей «Развиваем память у дошкольников: игры и упражнения» Воспитатель: Яковлева З.В.

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ…

 

 

 

1. Упражнение «Пары слов»

Запишите себе на лист 10 пар слов, связанных между собой по смысл у, например, стул - стол, кошка -собака, вилка - тарелка. Теперь следует прочитать эти слова ребенку 3 раза. Обязательно выделяйте пары слов с помощью интонации, не торопитесь. Через небольшой отрезок времени называйте ребенку первые слова из пары, в то время как он должен следом за каждым вашим словом повторять его пару. Таким образом, тренируется кратковременная память, а для развития долговременной - выполните то же упражнение спустя полчаса.

 

2. Упражнение «10 слов»

Назовите ребенку 10 простых односложных или двухсложных слов (стул, огонь, конь, брат и т. д.) и попросите их запомнить. После того как вы назвали все слова, попросите ребенка вспомнить и назвать эти слова, в любом порядке.

 

3. Игра «Магазин»

Нравится всем детям. Она также хорошо развивает память, если создает мотив, побуждающий запомнить и припомнить. Например, ребенок, выступающий в

роли покупателя, должен пойти в "магазин" и "купить"... (называет 3-7 слов). Чем больше слов малыш воспроизводит правильно, тем большего поощрения он достоин.

 

4. Игра «Кто знает больше»

Также предназначена для старшего дошкольного возраста. Ребенку предлагают за одну минуту назвать 5 предметов заданной формы или цвета. Например, - 5 круглых предметов, или 5 красных предметов. Выбывает из игры тот, кто не успел назвать предметы за отведенное время. Повторы не считаются!

 

5. Игра «Послушай и ответь»

Читаете ребенку предложение и просите его внимательно слушать и запоминать. После ему нужно будет ответить на вопросы по этому предложению. Например: На улице играли пятеро детей: Петя, Ира, Олег, Миша, Оля. Сколько было девочек? Вскоре пришли Дима и Вера. Сколько детей стало? Сколько среди них было мальчиков?

 

Кроме этих упражнений развитию слуховой памяти способствует разучивание стихотворений, пересказ сказок, рассказов.

 

 

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ…

 

 

1. Упражнение «Фигуры»

Играть могут как дети, так и ребенок с родителем. Сначала один в паре раскладывает спички на столе и накрывает их листом бумаги, затем, подняв его на 10 секунд, показывает своему товарищу полученную фигуру. Посмотрев, второй игрок выкладывает из своих спичек «сфотографированную» фигуру. После этого первый игрок поднимает лист и сверяет количество и правильность расположенных спичек с оригиналом. Затем играющие меняются ролями. По мере тренированности к количеству и месту расположения добавляется для упоминания еще и цвет.

 

 

2. Упражнение «10 слов»

Разложите перед ребенком на столе 10 предметных картинок или игрушек, или любых знакомых ему предметов. Назовите каждый предмет или изображение. Попросите ребенка отвернуться и назвать те предметы, которые он запомнил. Для усложнения задания попросите ребенка называть игрушки в той последовательности, в которой они лежат на столе.

 

3. Упражнение «Узнай предметы»

Ребенку предлагают запомнить предметы, которые лежат перед ним. Затем эти предметы нужно найти в комнате, в квартире, на улице. Постепенно количество запоминаемых предметов можно увеличивать.

 

4. Игра «Кто больше запомнит?»

Детям последовательно, одна за другой, показывают картинки с изображением различных предметов, которые они должны рассмотреть и запомнить, и просят назвать, кто что вспомнит. Выигрывает тот, кто назовет максимальное количество.

 

5. Игра «Нарисуй фигуру»

Для детей старшего дошкольного возраста также подходит игра "Нарисуй фигуру". Ребенку показывают 4 - 6 геометрических фигур, а потом просят его нарисовать на бумаге те, что он запомнил. Более сложный вариант - попросить юного художника воспроизвести фигуры, учитывая их размер и цвет.